Роль книги
в интеллектуальном развитии ребенка
Проблемы:
1. Отсутствие интереса детей к чтению - проблема общенациональная.
2. Функциональная неграмотность младшего поколения. Как ее преодолеть?
3. Утрата семейных традиций чтения.
Цели:
1. Пробуждение интереса к чтению у младших школьников.
2. Рассмотрение чтения, как страховки от деградации личности.
Задачи:
1. «Нельзя заставить читать, но можно заинтересовать, увлечь, «заразить»
чтением».
2. Развивать традиции семейного чтения.
3. Насытить книгой души.
4. Помочь сделать книгу лучшим другом.
Направление:
1.Повышение престижа чтения и статуса «Человека читающего»
2.Повышение роли школы и библиотеки в развитии уровня культуры чтения
детей и юношества.
3. Развитие чтения в семье.
4. Интернет и чтение юных.
Нельзя заставить читать, но можно увлечь, заинтересовать, «заразить» чтением.
Уважаемые родители! Сегодня в нашей беседе мы выделяем главную тему: отсутствие интереса детей к чтению. Вот беда наших детей. А вина лежит на нас, на взрослых. Произошло то, чего никто не мог ожидать – из самой читающей страны в мире мы превратились в страну полуграмотных людей.
Граждане России перестали выписывать и читать газеты и журналы. В семьях дети не видят ,чтобы родители сидели с книгой в руках. В основном для получения информации используются электронные средства – телевизоры, компьютеры, видеоаппаратура. То есть все то, что не заставляет думать, не учит размышлять.
Так, распечатывая из Интернет уже готовый текст реферата, ученик порой даже не готов пересказать его содержание. А зачем? Все уже написано за него. Учитель, получи и поставь оценку! То есть учитель должен оценить чей-то труд, но только не своего ученика…
А между тем, первоклашки поначалу тянутся к книгам. Но потом во втором, третьем классе интерес начинает пропадать. И вот здесь нужна поддержка семьи, авторитет семьи. Ведь как бы хорошо ни учил учитель – только семья своим примером сможет «заразить», увлечь ребенка чтением.
Почитайте с ним вместе, поговорите о книге. (Пример игры по ролям)
2. Развивать традиции семейного чтения
Так что же с нами происходит? Почему не читаем мы, не читают наши дети и будут ли брать в руки книгу наши внуки? На эти вопросы однажды призывала ответить «Российская газета» своей статьей «Скажи, что ты читаешь, и я скажу, какой будет Россия!».
Однако, если вдуматься в этот вопрос, то можно понять, что опоздала газета лет так на 10. Теперь нужно говорить, не какой будет, а какой уже стала не читающая Россия – невежественной, безнравственной и криминальной.
Вывод напрашивается сам собой: спасение России – в чтении.
Но как не читающую ныне нацию превратить в читающую? В читающую не для выполнения уроков, не для увеселения и не для разгадывания кроссвордов, а для того, чтобы остаться человеком и получить страховку от деградации личности – себя и детей.
Особых секретов тут нет. Все очень просто: обратить внимание на своих детей. Ни нотациями, ни окриком, ни понуканием заставить читать нельзя! С детьми – это же дети! – надо уметь играть. С детьми нужно заниматься, говорить с ними, отвечать на все их вопросы, какими бы глупыми они ни казались. Детям надо рассказывать о себе, о своем детстве. С детьми надо делиться своими впечатлениями и советоваться. Да, да! И вы с удивлением однажды услышите, как устами ребенка глаголит истина.
3. Насытить книгой души
От того, как разовьется сердце и разум ребенка, зависит вся его последующая жизнь.
«То, что знаешь в детстве, - писала Марина Цветаева, - знаешь всю жизнь. И что не знаешь,- не знаешь на всю жизнь».
Этот феномен детской памяти объясняется тем, что ребенок отдается своим впечатлениям и переживаниям непосредственно, без оглядки на авторитеты, без тех умственных наслоений, какие возникают у человека с возрастом.
Так вот именно от великой литературы, способной рождать в читателе презрение ко всему низкому и подлому и уважение к честному, высокому, - нынешнее поколение и отвернулось, признав ее за «отстой» и «занудство».
Отвернулись от нашей великой русской литературы и издательства – произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого и Достоевского и других писателей издаются в безликих переплетах, мелким шрифтом, без иллюстраций. В школах тоже ничего хорошего – Минобразования так урезало часы литературы, что она оказалась на грани вымирания вообще. А родители приобретают в свои библиотеки детективный ширпотреб вроде Донцовой и Марининой…
Самый большой урон от этого понесли дети. Если бы им было дано это осознать, они бы уже давно кричали СОС. К сожалению, они не понимают, как не понимают и многие взрослые: от того, что сегодня ЧИТАЮТ или НЕ ЧИТАЮТ наши, дети действительно зависит их жизнь, их поведение, их нравственный облик, характер и судьба. А вместе с этим и судьба России.
Писатель, драматург В.Розов, например, так говорит об этой национальной трагедии:
- Ни опера, ни балет, ни драма, и уж не говорю, поганый телевизор, - не могут заменить книгу. Почему? Вот, к примеру, смотрят зрители «Войну и мир», где играют великолепные Кторов, Тихонов, Савельева… Но зритель в данном случае не создает образа – образ преподносится ему готовым, и он думает: вот такой была Наташа Ростова, таким был Андрей Болконский.
Но когда ты имеешь дело с книгой – у тебя нет зрительского восприятия, кроме черных буковок. И ты читаешь эти буковки и САМ создаешь образ и Наташи Ростовой и всех остальных героев романа. И знаменитое Бородинское сражение представляешь сам. И АКТИВНО участвуешь САМ во всех этих действиях, без всяких декораций. Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто насыщает душу…
4. Помочь сделать книгу лучшим другом
Социологи считают, что чтение – это чуткий, надежный и даже универсальный индикатор состояния общества. Вот почему во многих странах детское чтение стало государственной программой.
Если мы только что говорили о том, что нужно поддерживать наших детей в чтении, то давайте же поговорим подробнее об этом самом процессе – О ЧТЕНИИ. Чтение – явление не простое. Существует бесчисленное множество его форм. Например, чтение-поиск – оно используется, когда надо найти какую-либо информацию (например, мне, библиотекарю), чтение-просмотр – это беглое чтение всего текста, знакомство с основным содержанием (такое чтение понадобится ученику на уроке, чтобы пересказать краткое содержание прочитанного). Ну и так далее.
Далее, вы как родители 3-классников, уже, вероятно знакомы с такими терминами чтения, как скорость чтения, коэффициент усвоения и продуктивность чтения. В нашем городе определен вот такой стандарт скорости чтения: первоклассник должен читать 25 слов в минуту, второклассник – 50, третьеклассник – 70-75, 4-классник – более 90 слов в минуту. А теперь сравните: в 1985 году все эти цифры скорости чтения были вдвое больше. Не удивительно, что при сдаче такого экзамена даже хорошо читающие дети начинают заикаться, волнуются. Научите их дружить с любой книгой, пусть не боятся книги, и тогда буквы не будут разбегаться перед глазами.
Еще немного статистики. Ученые нас предупреждают: функциональная неграмотность развивается уже в третьем классе (то есть, читать-писать, вроде, научились, но читаем и ничего не понимаем, а о письме и говорить нечего - иностранец напишет грамотнее). В 8-х классах 60% классных руководителей жалуются на то, что дети не владеют навыками чтения и письма. Таким образом, приходится констатировать, что в нашей высокоразвитой стране по окончании школ примерно треть подрастающего поколения не владеет такими основополагающими инструментами информации современного общества, как чтение и письмо.
Кстати сейчас вспомнить и об электронных средствах информации. Так, позволяя ребенку бесконечно играть в компьютерные игры, чтобы не путался под ногами, помните: по-настоящему пользоваться компьютером для получения знаний в старших классах ваш ребенок будет только тогда, когда УЖЕ СЕГОДНЯ НАУЧИТСЯ ЧИТАТЬ (!). И добавлю – да еще по-английски.
Итак, 3-классник, которого толком не научили читать и писать , никогда не придет в библиотеку за книгами. Это еще один завтрашний безграмотный. Но ведь он вырастет, и все-таки выберет профессию. А мы с вами уже знаем, как страшна такая, еще из школьного детства идущая безграмотность. Она опасна для окружающих!. Халатность, недосмотр, аварии… Там недочитали инструкцию…Тут поставили неправильный диагноз… Недодумали… Недостроили… Стоит ли удивляться, что мы так живем? А количество недоучек растет.
(Пример из жизни школьной библиотеки:
Ученицы 11 класса(!): - Дайте книжку про Маяковского…
- Биографию или какое-то произведение
Маяковского?
- Да-да, произведение. На букву «Шэ», кажется,…
(Оказалось, что требовалось произведение «Облако в штанах»).
Вот мы все с вами говорим «ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ». А ведь главное, чтобы не лишь бы как, а чтобы процесс был творческим. Чтение – это не для лентяев. Чтение – это все-таки большой труд, который дает доставляет огромное наслаждение.
Известный педагог Ушинский однажды высказал замечательную мысль:
«Читать – это еще ничего не значит:
ЧТО читать и КАК понимать читаемое – вот в чем главное дело».